Предыстория
Самолеты-истребители начали вооружаться авиационными ракетами еще в 1930 годах. Первым советским самолетом, получившим на вооружение ракеты в дополнение к пулеметам, был истребитель модели И-16. Ракеты тогда были неуправляемыми, поэтому летчик мог повлиять на траекторию снаряда лишь до его пуска. Пилоту нужно было тщательно выдержать условия пуска по точности и дальности. Сделать это во время воздушного боя было довольно сложно. Кучность такого огня уступа показателям бортовых пулеметов и пушек. Единственным достоинством реактивных снарядов был их солидный калибр и тот факт, что для поражения вражеского самолета было достаточно одного попадания.
Первые испытания управляемых ракет состоялись в Германии во времена Второй мировой войны. Стоит отметить, что в те годы, нарезное авиационное оружие (пушки и пулеметы), достигло своего совершенства. Доказательством тому являются успехи летчиков-истребителей в различных сражениях. На тот момент авиационное вооружение идеально подходило под существующие самолеты, и в руках умелого летчика позволяло достичь успеха в маневренном воздушном сражении. Но когда появилась реактивная сверхзвуковая авиация, скорость самолетов возросла, а вместе с ней возрос и пространственный размах воздушного сражения, возникла необходимость в ракетном оружии нового уровня. Кроме того, оно было необходимо и раньше для решения боевых задач в ночное время и в условиях тяжелых метеорологических условий.
В послевоенное время в Америке появились первые управляемые ракеты «воздух-воздух». США стали новаторами на этом поприще, но созданию управляемых ракет поспособствовали специалисты из Германии, которые после поражения были вывезены в Америку. Немного позже успехов в разработке управляемых ракет достиг и СССР.
Отрывок, характеризующий Пневмогидравлическая ракета
Земля уходила у меня из под ног. Я упала на колени, обхватив руками свою милую девочку, ища в ней покоя. Она была глотком живой воды, по которому плакала моя измученная одиночеством и болью душа! Теперь уже Анна нежно гладила мою уставшую голову своей маленькой ладошкой, что-то тихо нашёптывая и успокаивая. Наверное, мы выглядели очень грустной парой, пытавшейся «облегчить» друг для друга хоть на мгновение, нашу исковерканную жизнь… – Я видела отца… Я видела, как он умирал… Это было так больно, мама. Он уничтожит нас всех, этот страшный человек… Что мы сделали ему, мамочка? Что он хочет от нас?.. Анна была не по-детски серьёзной, и мне тут же захотелось её успокоить, сказать, что это «неправда» и что «всё обязательно будет хорошо», сказать, что я спасу её! Но это было бы ложью, и мы обе знали это. – Не знаю, родная моя… Думаю, мы просто случайно встали на его пути, а он из тех, кто сметает любые препятствия, когда они мешают ему… И ещё… Мне кажется, мы знаем и имеем то, за что Папа готов отдать очень многое, включая даже свою бессмертную душу, только бы получить. – Что же такое он хочет, мамочка?! – удивлённо подняла на меня свои влажные от слёз глаза Анна. – Бессмертие, милая… Всего лишь бессмертие. Но он, к сожалению, не понимает, что оно не даётся просто из-за того, что кто-то этого хочет. Оно даётся, когда человек этого стоит, когда он ВЕДАЕТ то, что не дано другим, и использует это во благо остальным, достойным людям… Когда Земля становится лучше оттого, что этот человек живёт на ней. – А зачем оно ему, мама? Ведь бессмертие – когда человек должен жить очень долго? А это очень непросто, правда? Даже за свою короткую жизнь каждый делает много ошибок, которые потом пытается искупить или исправить, но не может… Почему же он думает, что ему должно быть дозволенно совершить их ещё больше?.. Анна потрясала меня!.. Когда же это моя маленькая дочь научилась мыслить совершенно по-взрослому?.. Правда, жизнь не была с ней слишком милостивой или мягкой, но, тем не менее, взрослела Анна очень быстро, что меня радовало и настораживало одновременно… Я радовалась, что с каждым днём она становится всё сильней, и в то же время боялась, что очень скоро она станет слишком самостоятельной и независимой. И мне уже придётся весьма сложно, если понадобится, её в чём-то переубедить. Она всегда очень серьёзно относилась к своим «обязанностям» Ведуньи, всем сердцем любя жизнь и людей, и чувствуя себя очень гордой тем, что когда-нибудь сможет помогать им стать счастливее, а их душам – чище и красивей.
Как управлять полетом ракеты
Ракеты были изобретены давным давно, 200 лет до нашей эры в Китае вместе с изобретение пороха. Китайцы, конечно же, применяли ракеты как оружие, но в основном при осаде городов. Попасть куда-либо древними китайскими ракетами было сложно, разве что стрелять по большому городу.
Первые ракеты никак не управлялись, можно было только задать направление и учесть ветер.
Для стабилизации (не управления) полета использовалось тот же принцип, что и для стрелы лука — оперение или стабилизаторы. Самое интересное началось тогда, когда ракеты стали управляемыми, а для этого они должны были «научится» управлять полетом. Фактически есть только два подхода: использование аэродинамических сил и газодинамики.
Радиотехнические устройства управления ракеты Фау-2
Первоначально для определения скорости ракеты предполагали использовать радиотехническое устройстсво, основанное на
эффекте Доплера. Но от него отказались из-за слабой помехоустойчивости.
Опыты с управляемыми по радио ракетами велись в Германии с 1933 года. К 1939 году были разработаны радиотелеметрические
средства для дистанционного управления, а в 1941 году – впервые применены на ракете Фау-2.
Радиоуправление было необходимо для измерения скорости ракеты, для передачи команд выключения ракетного двигателя, для
определения места падения ракеты и для управления полётом ракеты по курсу. Для каждой функции радиоуправления
предназначалась отдельная радиолиния (радиотропа), причём все они разрабатывались отдельными частями. Поэтому аппаратура
была громоздкой и дорогой.
В первых системах радиотелеметрического управления использовался метод равносигнальной зоны. Те есть ракета должна
двигаться по строго определённому пути, задаваемому радиоустройством. В случае отклонения от этого пути приёмное устройство
на ракете принимает соответствующий сигнал, перерабатывает его в приёмнике и в смесительном устройстве «Мишгерет», откуда
поступает к рулевым машинкам, которые с помощью газовых рулей возвращают ракету в нужное положениена заданной траектории
полёта.
Равносигнальная зона задаётся работой радионавигационной линии «Гавайя 1 В – Виктория». Наземный передатчик «Гавайя 1В»
работал на УКВ в диапазоне 5,8 — 6,8 м. Диаграмма излучения направлялась с некоторым смещением от «оси» траектории полёта
(0,7 градуса) в обе стороны попеременно (50 раз в секунду). Передающее устройство «Гавайя 1В» питало две антенны, отстоящие на
расстоянии 35 длин волн (300 м) одна от другой.
Ось равносигнальной зоны не должна была быть сдвинута больше, чем на 0,005 градуса. Источник переменного тока N= 15 кВт
питал передатчик «Хазе», который давал равносигнальную зону. Затем энергия высокой частоты проводилась через устройство
«Кабине», где измерялась мощность и коэффициент бегучести, к фазовому манипуляционному устройству «Пфад» и к антенне. На
борту ракеты для приёма равносигнальной зоны имелся приёмник «Виктория» и преобразователи «Мишгерет» («Das Mischger?t» — нем.
— электронное аналоговое вычислительное устройство) и др.
Для выключения двигателя ракеты и для измерения скорости на земле размещались передатчик «Неаполь» и приёмное устройство
«Салерис». На борту ракеты, соответственно, помещались передатчики «Палермо» или «Хазе», модулятор «Хейде», служащий для
выработки команды отсечки горючего, прибор маскировки «Хазум» и приёмопередатчик «Ортлер» («Das Ortler-Ger?t» — нем.
— специальный приемопередатчик для дублирования частот радиоуправления ракетой) — для измерения скорости.
Антенна передатчика «Хазе» давала узкую диаграмму направленности в горизонтальной плоскости и широкий раствор – в
вертикальной. Это позволяло противнику обнаружить работу «Хазе» и создать помехи. Поэтому немецкие специалисты
спроектировали и создали установку «Гавайя -2», у которой вместо создания равносигнальной зоны в плоскости по направлению
полёта ракеты создавался ведущий луч, тоже представляющий собой равносигнальную зону. Обнаружить такой луч было очень трудно.
В системе «Гавайя-2» равносигнальная зона создавалась более короткими волнами, сначала 50 см, а затем 20 см. Для получения
узкого ведущего луча в параболическом зеркале антенного устройства измеряющий диполь помещался вне оси рефлектора. При
вращении диполя вокруг оси рефлектора формировалась конусообразная диаграмма излучения с равносигнальной зоной, совпадающей
с оптической осью рефлектора.
Считалось достаточной точностью попадание ракеты с радиотеле-механическим управлением при дальности 250 км равным ± 300 м
по азимуту. Но обычно такая точность попаданий ракетой Фау-2 не достигалась.
Аэродинамические рули
Как сделать полет ракеты управляемым? Если сделать стабилизатор подвижным, получится аэродинамический руль.
Стабилизаторы похожи на рули, но с их помощью нельзя управлять полетом, просто потому, что они неподвижны. Изменения положения плоскости руля создает на нем подъемную силу, которая и меняет траекторию движения. Просто и эффективно, но есть одно но.
Ракета ЗРК C-175 «Нева». Хорошо видно рулевые поверхности
Боевым зенитным ракетам, например, нужно быть верткими и быстрыми. Чтобы, во-первых, догнать самолет, а, во-вторых, попасть в него, когда он начнет уклонятся от атаки.
Чтобы хорошо маневрировать можно просто увеличить площадь оперения (или количество «перьев»), тогда оно будет создавать большую силу, ракета будет поворачивать быстрее. Но чем больше стабилизатор, тем больше аэродинамическое сопротивления — меньше скорость, а при этом еще и больше расход топлива, что означает меньшую дальность.
И даже для не боевых ракет, большие стабилизаторы это и хорошо и плохо одновременно.
Решетчатые рули
Такое оперение обладает преимуществом на больших углах атаки (когда ракета сильно разворачивается относительно первоначального направления движения) из-за отсутствия «срыва потока» , более компактные и прочные, их легче складывать. Управляется лучше, но сопротивление никуда не девается. Интересно, что используется такое устройство не только военными.
Советско-Российская ракета «воздух-воздух» P-77
Стоит отметить факт, что такие стабилизаторы были созданы в СССР в 50-60-х годах ХХ века в инициативном порядке. История создания решетчатых рулей наглядно показывает, как сложно преодолеть инертность мышления.
По воспоминаниям разработчиков, основным аргументов противников внедрения инновационной техники было то, что «на западе таких крыльев нет».
Спускаемый аппарат Союз
Но теперь есть и «на западе» тоже. Вот, например, знаменитый Фалькон 9 от Илона Маска.
Ракета Falcon 9. Решетчатые рули а 21-м веке
Стартовая база
База «садовая связь»
Наиболее распространенный метод изготовления стрелкового тира типа «соединитель для садового шланга» — это надежно прикрепить гнездовой соединитель для садового шланга , быстросъемного, вытяжного типа, к устойчивой опоре или, если возможно, вращением. Входная часть плотно прилегает к горлышку бутылки и становится соплом . Самый простой способ сделать это — проткнуть крышку бутылки, чтобы вставить штекер, уменьшенный опиливанием. Пятиметровый шланг присоединяется к гнезду соединителя и закрывается на его конце велосипедным клапаном, который позволяет подключать насос и поддерживать давление. Затем ракета выпускается путем натягивания струны, адаптированной к фитингу.
Гораздо более надежная и устойчивая стартовая площадка может быть изготовлена с изгибами из ПВХ (для создания опоры), механизмом крепления садового шланга (для удержания бутылки на месте во время нагнетания давления) и тормозным велосипедом (для запуска выстрела).
Пример огневой точки «садовой арматуры» и штекерного разъема на ракете.
Однако у такого типа пусковой базы «с подсоединением садового шланга» есть недостаток: если по какой-то причине вы потеряете ракету, вы потеряете и охватываемую часть (или сопло).
База полная шея
Анимация, показывающая работу стартовой площадки полная шея с венчиком из звеньев Рильсана.
Горлышко бутылки этого типа горлышка служит непосредственно соплом . В этом случае тяга сильнее, но также короче, чем в системах «садового соединения», из-за большего диаметра.
На этом типе стартовой площадки возможно и часто желательно создать систему удержания (или удержания ), которая надежно удерживает ракету на стартовой площадке во время создания давления и до тех пор, пока пользователь не активирует механизм сброса ракеты (большую часть времени, потянув за рычаг нить). Такая система контролируемого спуска и удержания позволяет достичь высоких давлений (более 4 или 5 бар) и дает контроль над моментом взлета (с обратным отсчетом), что очень полезно для драматургии запусков.
На анимации напротив слева показан пример удерживающей системы с венчиком из звеньев Rilsan : выпуск ракеты достигается опусканием кольца управления . Герметичность, необходимая для создания давления, достигается при помощи резинового наконечника ножки табурета.
Слева внизу мы видим два изображения экспансивного снимка стопора : этот экспансивный стопор сжимается сильным горизонтальным рычагом, который удерживается в этом положении до конца обратного отсчета.
Справа — два изображения огневой точки с венчиком из звеньев Рильсана : эти звенья Рильсана удерживаются на месте скользящим кольцом (или кольцом управления , серым цветом). Когда он опускается (воздействием на пусковой трос), звенья Rilsan могут отодвинуться в сторону, и ракета взлетит. В такой системе звеньев венчика уплотнение (вода и воздух) должно обеспечиваться дополнительным устройством (например, уплотнительными кольцами).
Два типа стартовой площадки (изображения с примечаниями): расширяющаяся заглушка и венчик звена Rilsan (с внутренней пусковой трубой)
Внутренняя пусковая труба
Внутренняя пусковая труба — это вертикальная труба, добавленная к стартовой базе. Эта трубка входит в горловину, когда ракета находится в стартовом положении, и поэтому ее можно рассматривать как внутреннюю пусковую площадку.
Эта система в основном предлагает два важных преимущества:
- Наведение ракеты на старте траектории.
- Начальное движение за счет поршневого действия ракеты. Этот тип поршневого движения происходит без потребления воды (но с определенным расходом воздуха).
Диаметр и длина трубки определяют ее эффективность. Мы можем заметить эту внутреннюю пусковую трубу на анимации взлета MiniJab выше.
Самонаводящиеся ракеты
В 1962 году в серийное производство поступили первые самонаводящиеся ракеты Р-3С. Головки самонаведения реагировали на источник теплового излучения, которым, как правило, выступало реактивное сопло мотора вражеского самолета. Система была пригодна для маневренного воздушного сражения, но в случае резкого маневра цели в сторону ракеты, атака срывалась или заканчивалась промахом. В среднем воздушном бою из десяти пусков ракеты цели достигали не более двух. Самонаводящиеся ракеты могли атаковать только заднюю полусферу самолета противника и только в нормальных погодных условиях. Пуск под нулевым ракурсом мог привести к преждевременной активации дистанционного взрывателя. Причина тому – попадание ракеты в струю раскаленных газов реактивного мотора вражеского самолета.
У первых управляемых ракет оборудование для наведения и самонаведения оснащалось аналоговыми средствами обработки информации и имело жесткую логику работы. Когда тепловая головка самонаведения устойчиво захватывала цель, летчик мог это понять по характерному звуку, доносящемуся из наушников его шлемофона. Под уменьшением ошибки прицеливания звук усиливался.
Самодельная ракета
В светские времена в магазинах можно было встретить игрушку – ракета на водо-воздушной тяге. Сегодня подобную ракету можно легко сделать своими руками из обычной пластиковой бутылки.
Для изготовления вам понадобиться: Пластиковая бутылка Ниппель от камеры велосипеда Насос
Главное – проковырять отверстие в пробке бутылки и вклеить в него ниппель. Для вклейки можно использовать любой клей, момент, Жидкие гвозди и так далее.
Еще необходимо сделать пусковую установку для самодельной водяной ракеты.
Назначение установки – удерживать ракету в вертикальном положении пока идет накачка воздуха.
История создания
По указанной теме велись исследования и разработка ракеты Р-12 с учетом необходимости применения топлива для аналогов дальнего радиуса действия (керосина и кислоты азотной). Стоит отметить, что активная фаза проработки данного оружия пришлась на конец 1952 года под управлением Будника В. С. Конструкция изделия практически повторяла габариты аналога Р-5М. При проектировке учитывалось несколько основных моментов:
- Обеспечение модели автономным узлом управления.
- Отсутствие радиокоррекции.
- Возможность длительного нахождения готовой к бою в заправленном виде.
Советское Министерство обороны полностью поддержало инициативу разработчика. Приказ по этому вопросу вышел в начале 1953-го. Тактико-технические параметры определили в апреле будущего года. Несмотря на то что начались разработки отдельных узлов и блоков, финансирование проекта практически приостановилось. Среди партнеров и смежников выступили следующие организации: ОКБ Глушко, НИИ-10, ГСКБ «Спецмаш», НИИ-885.
Рулевые приводы для РН «Атлас-5»
С 1996 года НПО «Энергомаш им. академика В.П. Глушко» начинает совместные работы с АО «Арсенал-207» по РП для ДУ РД180 с целью доработки и использования задела РП 2Д4100(А), снятых с изделия РД170. В 1996-1997 гг. был разработан полный комплект конструкторской документации на модернизированные РП РД180 2Д4100В в части существенного улучшения скоростных и динамических характеристик. В период с 1996 г. по 2004 г. в АО «Арсенал-207» были доработаны, прошли различные испытания, включая вибрационные, климатические, ускоренные коррозионные, динамические более 170 РП РД180 2Д4100В, из них 166 товарных РП РД180 2Д4100В для отработки, сертификации ДУ РД180, а также для комплектации 30 товарных ДУ РД180, что обеспечило по состоянию на 31.12.2009 года 25 успешных стартов РН семейства «Атлас» в рамках международного сотрудничества ОАО «НПО «Энергомаш» с фирмами Pratt & Witney и Lockheed Martin (США).
Для проведения испытаний стендовое оборудование было существенно модернизировано. В 2001 г. был разработан комплект КД на новый РП РД180 1000-000, в 2003 г. на МЗ «Арсенал» были изготовлены 4 опытных РП и в 2004 г. успешно проведен полный цикл конструкторско-доводочных и квалификационных испытаний. КД присвоена литера «О» и в 2004 г. на МЗ «Арсенал» при конструкторском сопровождении АО «Арсенал-207» начато производство новых РП РД180 1000-000, при этом основную часть предъявительских и приёмо-сдаточных испытаний РП, а также испытания основных сборок РП проводит АО «Арсенал-207». В период с 2005 г. по декабрь 2018 г. изготовлены и проведены периодические, предъявительские и приемо-сдаточные испытания и поставлены в НПО «Энергомаш» более 360 новых РП для комплектации товарных ДУ РД180.
В 2007 г. на РП РД180 1000-000 получен Сертификат соответствия № ФСС КТ 134.01.1.4.764200.01.07 от 17.07.2007. В 2013 г. ФКА выдан сертификат № ФСС КТ 134.01.1.4.464200.108.13, который удостоверяет, что РП РД 180 1000-000 соответствует требованиям, установленным ТЗ РД 180.ТЗ.728-3-2001 и может эксплуатироваться в составе ЖРД. В 2013 г. ФКА выдан аттестат № ФСС КТ 134.00.6.1.761600.02.13 на соответствие испытательной лаборатории требованиям технической комплектации и она аккредитована в федеральной системе сертификации КТ в качестве испытательной лаборатории отрасли. В 2014 г. ФКА выдан сертификат № ФСС КТ 134.01.3.1.000000.93.14 о соответствии системы менеджмента качества требованиям Положений РК-98-КТ, РК-98, РК-11, РК-11-КТ, ГОСТ ISO 9001-2011 и ОСТ 134-1028-2012.
Начало испытаний
В 1956 году Президиум компартии одобрил начало проведения проверки ракет средней дальности Р-12 осенью 1957-го. Стартовое боевое тестирование оружия прошло успешно в пункте Загорск. Следом провели еще три аналогичных испытания. Первый летный экземпляр отправили с полигона Капустин Яр в мае 57-го. Процесс проводился на «новой» платформе № 4, а техническая и стартовая площадки оборудовалась на точках под нумерацией 20 и 21. Всего было проведено восемь запусков, из них один аварийный.
В результате решено было топливо из жидкого азота заменить водородной перекисью. Следующий этап технических испытаний приняли в марте 58-го, а начался он двумя месяцами позже. Из десяти стартов все получились удачными, после чего программу тестирования свернули и приступили к серийному производству ракет Р-12 в количестве 24-х штук.
Конструкционные нюансы
При описании особенностей ракеты Р-12 следует отметить ее технологическую оснастку на базе БРСДМ Р-5М. Даже габариты, предусмотренные до 1954 года, были идентичным предшествующей модели. Затем доработали и увеличили размеры баков, усилили конструкцию для возможности несения ядерных боеголовок. В компоновку ракеты входит головной отсек, резервуар окислителя, передняя часть, хвостовой отсек и топливная емкость.
Головная часть изготовлена из стали, покрытой текстолитовым асбестовым напылением. Боевой блок занимает три четверти объема ГЧ, оснащается округлым дном. Этот элемент завершается своеобразной «юбкой» аэродинамической конфигурации. Отделялась часть при помощи пневматического толкателя с пироболтами. У предшественника применялись пневматические замки. Переходная камера сделана из алюминиевого сплава посредством клепки с дюралевым каркасом.
Испытательная лаборатория
В течение многих лет функционирования лаборатория, входящая в состав АО «Арсенал-207» развивалась и оснащалась оборудованием, необходимым для улучшения технологии сборки элементов и узлов РП, качественного проведения входного контроля покупных узлов (цифро-аналогового преобразователя, получаемого из РКК «Энергия»), а также испытаний сборочных единиц, изготавливаемых в ОАО «МЗ «Арсенал», и выдачи рекомендаций на их доработку. Сегодня испытательная лаборатория имеет стендовое, гидронасосное и измерительно-управляющее оборудование для проведения испытаний рулевых приводов и сдачи их заказчику. В лаборатории работают опытные квалифицированные инженерные кадры. Лаборатория имеет аттестат аккредитации Роскосмоса и соответствует требованиям к технической компетентности в федеральной системе сертификации космической техники. Имеется рекомендация Роскосмоса предприятиям отрасли о проведении в испытательной лаборатории АО «Арсенал-207» сертификационных испытаний электро-гидравлических рулевых приводов большой мощности, разрабатываемых для различных отечественных ракет-носителей. Для отработки узлов и агрегатов приводов, а также для отработки и испытаний рулевых приводов по определению их параметров и характеристик АО «Арсенал-207» был разработан и изготовлен целый ряд стендов и приспособлений, а также насосных станций.
АО «Арсенал-207», имея в своём составе испытательную лабораторию с уникальным оборудованием, высокофалифицированными опытными инженерами-испытателями, а также обладая превосходным коллективом молодых талантливых инженеров-конструкторов, способно создавать высокоточные и надежные рулевые приводы для ракет-носителей различного класса, а также другие элементы и агрегаты ракетно-космической техники, используя передовые технологии и новейшие материалы.
Гидронасосные станции для проведения испытаний РП РД 180 1000-000 и сборок.
Источник
“Циркон” — характеристики
Как уже неоднократно было сказано, главное отличие гиперзвуковых ракет от обычных заключается в их высокой скорости, а также управляемости. Как сообщил в своем послании к Федеральному собранию президент Владимир Путин, “Циркон” летит со скоростью около 9 Махов (это свыше 11000 км/ч), а дальность полета — свыше 1000 км. По некоторым данным ракета способна поражать цели на расстоянии до 1500 км. Надо сказать, что “Циркон” не относится к ракетам малой и средней дальности, несмотря на то, что по дальности полета соответствует этой категории. Как мы рассказывали ранее, данный термин относится только к ракетам наземного базирования.
Как говорит Георгий Росляков, командир ракетно-артиллерийской боевой части фрегата “Адмирал Горшков”, противник не сможет обнаружить ракету на локаторах благодаря современным технологиям “Стелс”. Правда, известно, что американская компания Raytheon работает над созданием радиолокатора, который сможет выявлять гиперзвуковые ракеты. Однако в настоящее время это только концептуальная разработка, то есть прототипа еще не существует.
О том, как на самом деле выглядит ракета циркон, остается только догадываться, так как эта информация держится в секрете
Но, даже если допустить, что ракета будет обнаружена, нынешними средствами ПВО ее невозможно сбить. За время пока она будет обнаружена и зенитно-ракетный комплекс попытается взять ее на сопровождения, ракета уже поразит цель.
3M22 по словам Георгия Рослякова, может поразить любую цель, которая ей указана, в том числе отдельные объекты из группы целей. А при необходимости ракетами “Циркон” можно поразить одновременно несколько кораблей, так как ракетный комплекс поддерживает залповую стрельбу. Таким образом, количество целей, которые можно поразить одновременно, зависит от количества запущенных ракет.
Остальные характеристики и возможности этого оружия по сей день держатся в строжайшем секрете. Более того, секретным является даже внешний вид ракеты. Для испытаний они грузятся на корабль в закрытых контейнерах. Как только появится новая информация о ракетах «Циркон», мы сразу же о ней сообщим. Чтобы не пропустить, не забудьте подписаться на наш .
«Уникальные лётно-технические характеристики»
Стоит отметить, что на сегодняшний день Россия является единственной страной, которая разработала, испытала и поставила на боевое дежурство несколько типов гиперзвукового оружия.
Так, ещё в декабре 2019 года министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту России Владимиру Путину, что первый полк, вооружённый новейшим ракетным комплексом стратегического назначения с гиперзвуковым планирующим крылатым боевым блоком «Авангард», заступил на боевое дежурство.
О разработке «Авангарда» Владимир Путин впервые сообщил 1 марта 2018 года в своём послании Федеральному собранию. По его словам, «от существующих типов боевого оснащения эта система отличается способностью совершать полёты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность на гиперзвуковой скорости, превышающей число Маха более чем в 20 раз».
- Визуальная демонстрация принципов работы ракеты «Авангард»
- РИА Новости
«При движении к цели планирующий крылатый блок, как я и говорил в 2004 году, осуществляет глубокое маневрирование как боковое (причём на несколько тысяч километров), так и по высоте. Это делает его абсолютно неуязвимым для любых средств противовоздушной и противоракетной обороны», — заявил тогда российский президент.
В том же послании Владимир Путин сообщил и о создании гиперзвукового ракетного комплекса «Кинжал». Ракета устанавливается на специально модернизированном для этих целей дальнем истребителе-перехватчике МиГ-31К.
Также по теме
«Целая цепочка систем»: как Россия намерена развивать сферу гиперзвуковых вооружений
Российские конструкторы работают над новыми гиперзвуковыми оружейными системами на базе уже созданных комплексов «Авангард», «Циркон»…
«Уникальные лётно-технические характеристики высокоскоростного самолёта-носителя позволяют доставлять ракету в точку сброса за считаные минуты. При этом ракета, летящая с гиперзвуковой скоростью, превышающей скорость звука в десять раз, ещё и осуществляет маневрирование на всех участках траектории полёта, что позволяет ей также гарантированно преодолевать все существующие и, я думаю, перспективные системы противовоздушной и противоракетной обороны, доставляя к цели на дальность более 2 тыс. км ядерные и обычные боезаряды», — сказал Путин.
С декабря 2017 года «Кинжал» находится на опытно-боевом дежурстве в ВС РФ.
Ещё одна разработка в области гиперзвука, которой военное руководство России уделяет особое внимание, — ракета «Циркон». В отличие от «Кинжала» этот гиперзвуковой снаряд будет базироваться на кораблях ВМФ РФ
В июле 2021 года Минобороны сообщило об успешных испытаниях «Циркона». Ракета была запущена с борта фрегата «Адмирал Горшков» и, преодолев более 350 км, поразила наземную цель. Тактико-технические характеристики изделия подтвердились, отметили тогда в МО РФ.
«Цирконы» способны развивать скорость до девяти Махов при дальности более 1 тыс. км. Ими планируется оснащать как надводные, так и подводные корабли. Кроме того, в планах — создание ракеты «Циркон» наземного базирования. Об этом в декабре 2019 рассказал президент России Владимир Путин.
Глава государства отметил, что впервые в истории сложилась уникальная ситуация в области стратегического баланса, при которой Россия оказалась впереди США в разработке новейших вооружений.
«Атомную бомбу создали США — и Советский Союз только догонял. Средств доставки, носителей ядерного оружия у нас тоже не было, не было стратегической авиации — Советский Союз догонял. Первые ракеты межконтинентальной дальности фактически тоже появились не у нас — Советский Союз догонял. На сегодняшний день у нас уникальная ситуация — догоняют нас», — подчеркнул Владимир Путин.
Гирогоризонт
Гирогоризонт предназначен для стабилизации ракеты по углу тангажа. Он же задает ракете программу изменения угла тангажа.
Гироскоп этого прибора помещен в кардановом подвесе так, что ось ротора горизонтальна и лежит в плоскости стрельбы. Ротор
гироскопа является якорем электродвигателя и раскручивается за несколько минут до старта.
После старта, если ось отклонится от вертикали, ось гироскопа останется неподвижной и на потенциометре возникнет сигнал
рассогласования, который после преобразования и усиления воздействует на рулевую машину. которая отклонит рули и вернет
ракету в первоначальное положение. Сразу же после старта включается програмный механизм, который состоит из шагового
электродвигателя, эксцентрика (который, собственно, и задает программу), ленты и шкива. Шаговый двигатель поворачивает
эксцентрик, профиль которого соответствует заданной программе изменения тангажа, а он, в свою очередь, поворачивает
потенциометр. В результате поворота потенциометра возникает сигнал рассогласования, который воздействует на рули ракеты и
поворачивает ракету на заданный угол. Так обеспечивается достижение заданного угла бросания.
