Советы, как рисовать акриловыми красками
Тем, кто имеет опыт рисования акварелью или маслом, работа акрилом в чем-то напомнит и ту и другую технику. Но есть и некоторые отличия. Например, акриловые краски быстро сохнут, поэтому смешивать оттенки надо быстро. Зато, если какой-то элемент картины получился неудачно, его легко перерисовать заново как только предыдущий слой подсохнет.
В этом отличие акрила от акварели, которая не позволяет переписывать картину бесконечно, и от масла, которое дает возможность вносить исправления, но только если выдержать долгий промежуток времени, необходимый для высыхания предыдущего слоя.
Не стоит спешить и суетиться. Только когда начинающий художник в достаточной мере прочувствует материал, приноровится к работе с ним, у него начнут получаться красивые изображения. Для работы акрилом понадобятся:
Что потребуется для рисования акрилом.
- акриловые краски;
- карандаш;
- кисти, мастихин;
- вода для промывания кистей;
- палитра;
- поверхность для рисования (бумага, холст, картон, дерево, стекло, керамика)
Новичкам лучше не использовать для создания первых работ такие сложные поверхности, как стекло или керамика. Они скользкие и плохо удерживают наносимый состав. Такой проблемы не будет с деревянной поверхностью, картоном или холстом, но они дороги и поэтому не подходят для первых пробных работ. Наилучшей основой для начинающих художников считается плотная бумага.
Базовые принципы акриловой живописи
Итак, мы должны обязательно учитывать, что акрил сохнет быстро, поэтому времени на «возню» нет. Начать лучше и легче всего своё рисование разбавленным акрилом с техники «по влажному». Только лист акварельной бумаги нужно предварительно смочить теплой водичкой и растянуть на планшете, скрепив влажные края малярным скотчем.
Можно также писать акриловыми разбавленными красками и по сухому основанию, но для этого все же лучше её увлажнять. Вам будет гораздо удобнее писать, если возьмете две кисти, первой собственно нанося краску, а второй (чистой или влажной) – убирать излишки, разглаживать контуры, исправлять дефекты и смягчать цветовые переходы.
В живописи можно придать больше глубины, блеска и выразительности, если писать картину методом послойной лессировки. Она заключается в том, что сначала в качестве подмалевка нужно нанести густые краски
После можно писать уже разбавленной, но очень важно дожидаться полного высыхания каждого слоя
Почему именно акриловые краски?
Некоторых новичков интересует вопрос: по какой причине рисовать лицо кукле лучше всего акрилом, ведь есть и другие варианты? Варианты, конечно, есть, но именно акриловые краски обладают той самой глубиной и насыщенностью цвета, необходимыми для реалистичности глаз на лице. Преимущество же их еще и в том, что при разбавлении водой яркость краски никуда не девается.
При выборе красок старайтесь отдавать предпочтение все-таки качеству. Дешевые акриловые краски не обладают необходимыми свойствами и лишь усложнят вам работу. Инструкцию для начинающих, как нарисовать глаза кукле, найдете ниже.
Инструменты
Итак, что тебе потребуется:
– Акриловые краски Почему акриловые, а не масляные? Акриловые имеют над маслом очень большое преимущество. Они меньше меняют цвет при высыхании, ими можно подвижно работать, можно даже сказать, молниеносно, ведь сушатся они очень быстро.
– Банки Можно взять пластиковые небольшие баночки. Нужны для того, чтобы разбавлять краску в необходимых пропорциях, ну, и для написания картин они тоже пригодятся.
– Полотно Бери побольше, подобные картины не рисуют на А3. Некоторые и вовсе работают на поверхности, соизмеримой с длинной стеной. Картины получаются действительно громадными. В общем, будет неплохо, если ты раздобудешь большое полотно.
– Стеки Такие палки, можно взять палочки для суши с прошлого ужина.
– Малярная кисть Ну а нафиг нам обычная? Бери уже ту, которая осталась с ремонта. Ты же не будешь вырисовывать детали – оставь это тем, кто рисует на улицах портреты и шаржи.
– Валик Да, валик. Самый настоящий валик, которым можно красить всякое.
– Скотч Тот, который легко открепляется. Нужен для того, чтобы разграничивать различные цветовые зоны. Ты поймешь.
– Тряпки Если не хочешь испачкать всю квартиру краской и потом долго и мучительно её отмывать, положи на пол какую-нибудь ткань, тряпки или газеты. Можешь ещё перчатки надеть (лучше тряпичные, в резиновых неудобно).
В общем, вот и всё, что нужно. Хотя список можно дополнять, зависит он во многом от твоего воображения. Ну, и конечно, необходимо желание потратить на это целый день.
Основы рисования портрета
Начинающим художникам лучше не работать сразу на холсте. Эскиз наносят на картон, доводят построение до идеала, только затем переносят на конечную основу. Предварительно холст грунтуют или покупают уже прогрунтованным. Затем слоями наносят масло так, чтобы предыдущие мазки перед нанесением следующих просохли не полностью.
Сначала выстраивают композицию с учетом линейной композиции. Первыми на холсте должны появиться плечевые линии, затем очертания головы. Для наброска портрета под масляные краски лучше использовать уголь или простой карандаш.
Затем накладывается первый цветной слой, который называется подмалевок. На этом этапе художник использует только два-три тона из всей гаммы масла, он стремится разбить пространство картины на разные области. После этого начинается лессировка, в процессе которой проясняются и уточняются детали лица.
На первом этапе важно правильно определить цвет кожи и волос. Подмалевок наносят на самую большую однотонную область
Это могут быть лоб, щеки, только после этого переходят на прорисовку носа, глаз и губ. Желательно минимально использовать белила. Блики и светлые части лучше писать разбавленным маслом или смешивать несколько оттенков одного цвета.
Работу с маслом лучше начинать после изучения рисования карандашом и цветными сухими материалами — пастелью и сангиной. Затем переходят к использованию акварели и гуаши. Масляные краски хорошо поддаются только умелым мастерам, но при достаточном упорстве ими можно изобразить точный портрет.
Рисуем акрилом: инструкция для начинающих
Рисовать акриловыми красками на холсте рекомендуется поэтапно по инструкции:
- Требуется подготовить краситель необходимой консистенции с помощью воды.
- Готовится поверхность для картины.
- Подбирается тема для рисунка. Можно взять готовые эскизы, фотографии, поставить натюрморт, предметы интерьера либо абстракции для картины. При получении начальных навыков живописи можно выполнять портреты акрилом.
- Затем на поверхности выполняется набросок карандашом. Необходимо очертить основные формы изображения.
- Смешиваются выбранные красители.
- Выполняется анализ композиции натюрморта или пейзажей.
- Рисуется фоновое изображение. Оптимальная техника рисунка фона от дальнего плана к переднему. Сначала носятся тона средний интенсивности, темные, в завершение светлые и насыщенные.
- Прорисовываются небольшие детали, основные элементы, накладываются блики, тени и т.д.
- Затем рисуется основной объект, сначала наносятся оттенки одного тона, объект разбивается на несколько простых частей либо форм.
- Краситель наносится точечно или пунктиром, кисть требуется держать вертикально.
- Для создания широких мазков и распределения цвета требуется использовать мастихин.
- Для создания размытого оттенка и выполнения цветовой градации требуется разводить краситель с помощью воды.
- Картину необходимо покрыть прозрачным лаком для защиты от деформаций.
- Изображение оставляется для высыхания.
Рисуем портрет акриловыми красками | Мастер-класс своими руками
(к первой фотографии) Начинаем делать карандашный набросок, здесь вы и начнете пользоваться квадратами, не старайтесь перерисовать всю картинку в общем. Смотрите на каждый квадрат как на отдельную картинку и копируйте основные линии, номера помогут ориентироваться в рисунке.
Лучше всего работать на вертикальной наклонной плоскости, например на мольберте, но если такой возможности нет, то можно и на горизонтальной, в таком случае старайтесь время от времени отходить от рисунка и смотреть на него издалека, так легче увидеть ошибки перспективы.На стадии наброска не нужно прорисовывать мелкие детали, обратите внимание на основные составляющие рисунка и максимально точно скопируйте их. Работайте карандашом средней жесткости HB или 2HB
Старайтесь не испачкать бумагу многочисленными стираниями карандаша, тогда краска ляжет ровно. ( ко второй фото)Переходим к работе с красками. Для работы с акрилом не нужно много воды, она нужна,в таком же количестве, как при работе с гуашью. Приготовьте кисти разного размера, чем шире выбор, тем лучше, но даже 2-3 кистей достаточно. Сначала отметьте для себя самые темные места и самые светлые участки, закрасьте их, как показано на рисунке. Далее начинайте смягчать переходы от белого к черному.
( к 3 фото ) Внимательно следите за изменением оттенка на фотографии и дополняйте его, затем прорабатывайте губы, глаза и нос с помощью маленьких кистей. Запаситесь терпением, не для начала не рисуйте дольше часа без перерыва. Если вы ошиблись и сделали не правильный штрих, то подождите, пока краска полностью высохнет, и наложите наверх нужный слой, акрил хорошо перекрывает предыдущий тон, даже темный. При высыхании акрил остается такого же цвета, как и при наложении, он не тускнеет, как гуаш, имейте это ввиду при нанесении тона. Не перебарщивайте с водой иначе картина «потечет». Акрил смывается с рук водой, но не очень хорошо, поэтому постарайтесь не сильно запачкаться.
Главное при написании портрета — это показать эмоции человека, поэтом вы можете опустить какие-то незначительные детали, но обратите внимание на выражение глаз, губы, нос, общие пропорции. Не расстраивайтесь, если первый раз что-то не выйдет, практикуйтесь и все получится
Что рисовать
Начинать работу с акрилом лучше с небольших несложных рисунков. Это могут быть простой натюрморт, пейзаж или абстрактные фигуры на однотонном фоне. Наиболее выразительными в технике акриловой живописи получаются цветы или элементы ландшафта, выполненные объемными мазками. Объемная техника позволяет придать фактуру лепесткам или морским волнам, благодаря чему на картине появляются дополнительная игра света и тени и изображение выглядит «живым».
Если же разбавить краску водой вдвое, она станет прозрачной и текучей и позволит создавать на полотне фантазийные переливы, перетекания оттенков. Такие эффекты смотрятся интересно в любой работе, будь то натюрморт, пейзаж, портрет или абстрактное изображение. Но для первого рисунка стоит выбрать такой объект, который не перегружен деталями и не слишком сложен по структуре.
Базовые принципы акриловой живописи
Акриловая живопись бывает воздушной и прозрачной – как акварель, плотной и яркой – как гуашь, объемной и насыщенной – как масло. Новичкам стоит сначала сделать набросок карандашом, а потом уже покрывать рисунок краской. Самый простой способ – взять широкую кисть или мастихин и заполнить фон широкими мазками, а потом добавить мелкие детали.
Чтобы видеть карандашный набросок, можно добавить на палитру больше воды и сделать легкий полупрозрачный акварельный фон, а затем постепенно прорисовывать его. Чем больше воды вы добавите, тем светлее и прозрачнее получатся мазки.
Кисти нужно промывать часто и тщательно. Когда акрил подсыхает, он становится вязким, из-за этого мазки получаются грубоватыми. Не оставляйте грязные кисти: они незаметно высохнут и окажутся безнадежно испорчены.
Используйте пульверизатор с водой, чтобы увлажнять палитру: так краски дольше не засохнут. Но ни в коем случае не брызгайте воду на бумагу: она размокнет и пойдет “волнами”.
Готовый рисунок оставьте на столе до полного высыхания. Остатки чистой краски, которая не пригодилась в процессе рисования, аккуратно сложите обратно в баночки. А если вам нужно сделать короткий перерыв во время сеанса живописи, просто накройте палитру целлофаном или пищевой пленкой.
Порядок работы акриловыми красками, техники рисования
Акриловые краски для рисования, пользоваться которыми несложно, позволяют хорошо передавать настроение и замысел художника благодаря своей яркости и сочности.
Создание рисунка состоит из нескольких последовательных этапов:
- Сначала самой широкой плоской кистью можно нанести на основание общий фон.
- Затем плоскими кистями с большими номерами нужно нарисовать очертания тех крупных образов или предметов, которые планируется изобразить. Это можно сделать с помощью матовых непрозрачных оттенков. Например, при рисовании горного пейзажа сначала следует нанести контуры горных вершин.
- Когда общие контуры рисунка были нанесены, можно начинать детализацию изображений с помощью более мелких кистей.
- После того как работа окончена, ее можно покрыть лаком.
При смене цвета нужно обязательно ополаскивать кисти в нескольких банках с водой, после чего следует промокнуть рукоять и щетину бумажной салфеткой для удаления излишней влаги. Если этого не сделать, при дальнейшем рисовании возможно образование потеков.
Если образовались ненужные остатки краски, не рекомендуется смывать их в канализацию. Лучше всего дождаться полного их высыхания и затем выбросить в мусор.
Лессировка
При работе в такой технике рисунок образуется за счет слоев, накладываемых друг на друга. При этом краски нужно разводить до полупрозрачного состояния и полностью просушивать предыдущий слой. Чем больше будет наложено слоев, тем объемнее, глубже и выразительнее получится изображение.
В этой технике колеры не смешиваются друг с другом, а дополнительные оттенки получаются в результате наложения слоев. Для получения нужного тона используется цветовая таблица. К примеру, чтобы получился зеленый оттенок, нужно сначала нанести разведенный водой желтый пигмент, а после его высыхания наложить сверху разбавленный синий цвет.
«Сухая» техника
Эта техника предусматривает рисование без предварительного смачивания кисти водой, для чего сухим инструментом набирают краску и сразу накладывают на основание. Кистей поэтому должно быть несколько и после полоскания их промокают насухо. Техника дает возможность четко обозначить цветовые переходы, естественно изобразить неровности предметов.
Имитация акварели
Такая техника предусматривает нанесение разведенной до жидкого состояния краски на холст, который предварительно также увлажняется с помощью пульверизатора. Чем сильнее будут разбавлены акриловые краски, тем более нежным и прозрачным получится оттенок.
Техника импасто
Эта техника напоминает пастозное рисование масляными красками. Слои нужно накладывать мастихином или плоской кистью, при этом получаются густые и рельефные мазки, чем создается объемная текстура и визуальная иллюзия.
Использовать для техники импасто лучше акриловые краски в тюбиках.
Советы, как рисовать акриловыми красками
Тем, кто имеет опыт рисования акварелью или маслом, работа акрилом в чем-то напомнит и ту и другую технику. Но есть и некоторые отличия. Например, акриловые краски быстро сохнут, поэтому смешивать оттенки надо быстро. Зато, если какой-то элемент картины получился неудачно, его легко перерисовать заново как только предыдущий слой подсохнет.
В этом отличие акрила от акварели, которая не позволяет переписывать картину бесконечно, и от масла, которое дает возможность вносить исправления, но только если выдержать долгий промежуток времени, необходимый для высыхания предыдущего слоя.
Не стоит спешить и суетиться. Только когда начинающий художник в достаточной мере прочувствует материал, приноровится к работе с ним, у него начнут получаться красивые изображения. Для работы акрилом понадобятся:
Что потребуется для рисования акрилом.
- акриловые краски;
- карандаш;
- кисти, мастихин;
- вода для промывания кистей;
- палитра;
- поверхность для рисования (бумага, холст, картон, дерево, стекло, керамика)
Новичкам лучше не использовать для создания первых работ такие сложные поверхности, как стекло или керамика. Они скользкие и плохо удерживают наносимый состав. Такой проблемы не будет с деревянной поверхностью, картоном или холстом, но они дороги и поэтому не подходят для первых пробных работ. Наилучшей основой для начинающих художников считается плотная бумага.
Выбор принадлежностей
Решившись освоить эту удивительную технику, смело отправляйтесь в ближайший магазин принадлежностей для творчества. Продавец порекомендует вам всё необходимое для росписи стёкол в точном соответствии с идеей будущей картины и способом, которым вы будете творить.
В продаже имеются различные виды краски по стеклу для тарелок и бутылок, посуды и окон, стеклянных столешниц. Не все красители пригодны для того, чтобы ими расписывали предметы, контактирующие с пищей и моющими средствами. Для тренировок начинающего декоратора или проведения мастер-класса совершенно необязательно приобретать дорогие наборы, используемые в профессиональной живописи.
Чтобы научиться создавать интересные узоры и оригинальные композиции, можно использовать и бюджетные варианты – их эстетические качества не хуже. Кстати, если дети будут рисовать по стеклу акриловыми красками, то безопасность и гипоаллергенность материалов окажутся наиболее приоритетными критериями выбора.
Существует 2 основных разновидности красок для создания картин на стекле:
Акриловые;
Витражные.
И те, и другие хороши по-своему. Упаковка обычно представляет из себя легко открывающиеся и закрывающиеся баночки, тюбики или баллончики. Также в профессиональные наборы добавляются компоненты, устраняющие неприятный запах. Помимо очевидного сходства, у акриловых и витражных красок имеются и ощутимые различия. Рассмотрим их подробнее.
Акварель
Когда рисунок, выполненный карандашом, стал приемлемым для вас, можно начинать наносить первый слой акварельной краски. Используйте классические цвета: синий, красный, желтый, синий, коричневый.
Смесь синего и серого цветов хорошо подходит для фона. Если надо изобразить человека в разных положениях, начинайте накладывать краску с головы. А потом уже, в то время, как краска будет сохнуть, сделайте фон.
Наложите первый слой краски на остальные части рисунка. Когда все подсохнет, приступайте ко второму слою. Помните, что когда картина высохнет, она будет смотреться светлее, так как часть впитается в бумагу.
В последнюю очередь добавьте тени и углубите черты лица
Очень важно быть аккуратными на этом этапе, чтобы не испортить всю проделанную работу
Особенности написания акриловыми красками на полотне
Универсальность
По сравнению с другими материалами, используемыми художниками для создания картин, акрил дает возможность нарисовать изображение, как в технике «акварель», так и в технике «масло». Все зависит от того, насколько сильно художник растворит краску в воде. В большинстве случаев использование акварельной техники требуется тогда, когда хочется получить максимально прозрачный оттенок. Для имитации масляной живописи достаточно использовать меньшее количество воды.
Разнообразие цветов
Каждый из цветов акрила характеризуется хорошей яркостью, сочностью. В некоторых случаях может использоваться специальная акриловая краска с наличием флуоресцентного элемента. Таким образом, портрет будет светиться в ночное время суток.
Практичность
По сравнению с маслом, акрил не выделяет резкого запаха. Если сравнивать его с акварелью, его невозможно размазать или растворить после полного высыхания. Да и сами акриловые краски могут похвастаться универсальностью. В зависимости от персональных предпочтений, можно использовать их не только для создания портретов, но и рисования на других поверхностях. Картина оперативно высыхает, что дает вам возможность гораздо быстрее получить заказ.
Подготовка палитры
Палитра служит для смешивания цветов и получения новых оттенков перед тем, как нанести краску на холст. В качестве палитры может служить даже керамическая тарелка с глянцевой поверхностью. Но лучше использовать специальную художественную палитру из белого пластика. Она должна быть чистой и иметь гладкую поверхность. На такой основе оттенки спектра хорошо видны и их легко смешивать кистью.
Чтобы краска меньше приставала к палитре и легче смывалась с нее впоследствии, изделие перед работой надо сбрызнуть водой из пульверизатора. Это же можно делать с краской, наложенной на палитру. Такой прием позволит ей дольше находиться во влажном состоянии и сохранять пластичность. После работы (а иногда и во время нее, если палитра слишком испачкалась) инструмент надо вымыть. Если краска не слишком застыла, это можно сделать водой. А засохшую придется удалять с помощью растворителя.
Рабочее место
Техника рисования требует организации рабочего места согласно правилам:
- освещение должно быть рассеянным;
- на холст свет должен падать с левой стороны;
- при искусственном освещении оттенки красителей на полотне холста могут меняться.
Подготовка палитры
На палитре рекомендуется разместить порции основных цветов, в том числе черного и белил. Между порциями красителей должно оставаться свободное пространство для возможности смешивания оттенков.
Подготовка поверхности для рисования
Поверхность для выполнения рисунков требуется очистить, обезжирить, нанести грунтовку для ровного покрытия краской.
Смешивание акрила
Акриловая краска для живописи смешивается на палитре. Для высветления основного тона в состав включаются белила, добавление белой краски осуществляется небольшими порциями при регулярном помешивании. Для затемнения основного цвета в состав включается черная или темно-коричневая краска. После получения основных навыков смешивания цветов можно составлять сложные комбинации оттенков.
Рабочее место
Техника рисования требует организации рабочего места согласно правилам:
- освещение должно быть рассеянным;
- на холст свет должен падать с левой стороны;
- при искусственном освещении оттенки красителей на полотне холста могут меняться.
Подготовка палитры
На палитре рекомендуется разместить порции основных цветов, в том числе черного и белил. Между порциями красителей должно оставаться свободное пространство для возможности смешивания оттенков.
Подготовка поверхности для рисования
Поверхность для выполнения рисунков требуется очистить, обезжирить, нанести грунтовку для ровного покрытия краской.
Смешивание акрила
Акриловая краска для живописи смешивается на палитре. Для высветления основного тона в состав включаются белила, добавление белой краски осуществляется небольшими порциями при регулярном помешивании. Для затемнения основного цвета в состав включается черная или темно-коричневая краска. После получения основных навыков смешивания цветов можно составлять сложные комбинации оттенков.
Один из главных секретов поэтапного рисования портрета карандашом
Один из главных секретов опытных художников заключается в том, что они начинают делать изображения от целого к частному, то есть постепенно двигаясь от простого к сложному. В то время как новички предпочитают сразу в деталях прорисовывать рот, нос, глаза и другие части лица человека.
Таким образом, первый наш несложный, но очень важный, совет сводится к тому, что сначала нужно нарисовать портрет так, чтобы изображаемое вами лицо имело неясные очертания, как будто человек находится в тумане.
На следующем этапе работы воображаемая дымка будет постепенно исчезать, и черты лица будут становиться все отчетливее, это мы будем их уже детально прорисовывать.
Также в начальный раздел нашей статьи мы добавим еще одну ценную информацию. Не секрет, что человека на портрете можно изобразить в трех ракурсах – в профиле, анфас и полуобороте (видно три четверти лица).
С какого ракурса лучше начинать работу новичку портретной живописи? Эксперты школы рисования “Аквамарин” советуют начинать пробы карандаша с профиля, а затем переходить на полуоборот лица. Когда и такая техника будет освоена, можно будет браться и за самое сложное изображать лицо человека в анфас.
При этом доказано, что человека проще рисовать с фотографии, чем с натуры. И тут тоже нужно подумать о своих силах. Чтобы получить прекрасный результат в итоге, и хорошо разобраться с тем, как рисовать портрет карандашом поэтапно, разумнее двигаться по принципу от простого к сложному, то есть сначала научиться рисовать лицо человека с фотографии или другого изображения, а уже потом переходить на натуру.
Делаем основу для портрета карандашом
Основой или каркасом портрета является овал головы, а также точки, показывающие месторасположение носа, глаз, подбородка, ушей и так далее. И в самом начале работы такие контуры нужно разметить.
В качестве примера предлагаем рассмотреть портрет симпатичной девушки, который идет как иллюстрация к данной статье. Давайте проанализируем, какая у нее форма головы? Круглая или яйцевидная? А может голова у нее овальной формы с квадратным подбородком?
После того, как мы проанализируем форму головы объекта, изобразим ее на бумаге. Это будет круг или овал. Затем на такой основе необходимо расположить точки, указывающие на местонахождение глаз, рта, ушей и так далее.
Если вы рисуете портрет с фотографии, то просто вооружитесь линейкой, и сначала наметьте ориентировочную высоту и ширину головы, а потом измерьте остальные параметры лица и укажите их точками на наброске.
Если вы рисуете конкретное лицо с натуры, то протяните руку в сторону модели и на карандаше визуально, примерно отмерьте расстояния от одной точки до другой, а потом пропорционально и с нужным масштабированием переносите отрезки на бумагу.
Так, сначала нужно будет отметить ориентировочное расстояние между макушкой головы и подбородком, потом ширину лица, а затем и остальные точки, показывающие уже большую детализацию элементов.
Из анатомических особенностей вам сообщим, что обычно ширина головы равняется трем четвертям ее высоты. Это стандарт, от которого всегда возможны отклонения в 1-2 сантиметра. Но формула дана для того, чтобы вы тщательно проверили соотношение указанных вами на бумаге размеров.
Для работы лучше использовать карандаш НВ. Необходимо стремиться, чтобы очертания лица на начальной стадии были едва заметными, легкими и нежными.
Не торопитесь. Мы так созданы, что каждый человек индивидуален, и вам нужно уловить и правильно отразить уникальные черты лица на бумаге. Если вы необоснованно много оставили места для изображения носа, то в итоге он будет раздутым, как у хрюшки, а если у вас осталось мало места на лице под глаза, то они тоже будут по-поросячьи маленькими. А ведь мы обидеть никого не хотим.
На каждом этапе сверяйте основу портрета с оригиналом. Замечайте особенности лица. Может быть это будет крупный нос или широкие скулы, а может быть маленький ротик и большие глаза. При желании разобраться, как рисовать портрет карандашом поэтапно, данные моменты очень важны.
