Сверхманевренный серийный истребитель Су-35
В чём фишка: умеет зависать в воздухе и резко менять направление полёта
Этот истребитель знаком даже тем, кто не интересовался авиацией: фотографиями Су-35 пестрят все мировые информагенства. Они активно поставляются в военно-воздушные силы России и партнерам страны.
Кроме того, по данным множества аналитиков, именно Су-35 является самым «мощным» истребителем переходного поколения «4++», потребовавшегося для создания наиболее современных малозаметных боевых самолетов.
Машина унаследовала лучшие качества предшественника, Су-27: высокую скорость, большой запас современных ракет дальнего радиуса действия, отличную маневренность и другие боевые качества. Все это позволяет держать Су-35 лидерство в своем классе.
Раскадровка знаменитой “кобры”
Но только вдумайтесь: эта махина в 34,5 тонны массы и 22 метра длины летает только благодаря постоянной корректировке управляющих поверхностей системами компьютерного управления отклоняемым соплом двигателя.
Но это не главный повод. Су-35 стал знаменит благодаря фигуре высшего пилотажа «кобра Пугачева», в процессе которой самолет буквально зависает в воздухе, «стоя на двигателях». А затем вновь продолжить полёт, как ни в чем не бывало.
Маневр необходим для того, чтобы «сбросить» истребитель с экранов вражеских радаров и обмануть головки самонаведения ракет — многие из них теряют резко остановившуюся цель.
№1. BD-5J
Мини-самолет BD-5J был разработан в 1971 году в США авиаконструктором Джимом Беде. После летных испытаний представители Книги рекордов Гиннеса наградили его титулом «самый легкий в мире реактивный самолет». Кроме маленького веса в 162,7 кг, он выделялся и скромными габаритами – длина судна 3,66 м и размах крыла в 5,18 м.
Самые маленькие самолеты в мире. BD-5J.
При таких крохотных размерах, BD-5J был способен разгоняться до 483 км/ч, а его крейсерская скорость равнялась 386 км/ч. Запаса топлива малютке хватало для полетов длиной более 1,5 тыс.км. С учетом низкой цены на бензин в США, перелет на личном реактивном самолете стоил дешевле, чем билет на общественный авиалайнер.
Джим Беде постарался сделать BD-5J максимально легким в управлении, чтобы даже пилот-любитель мог пользоваться маленьким джетом. Данная модель была удобна не только в эксплуатации, но и в хранении. Ведь благодаря съемным крыльям, мини-самолет мог поместиться в обычный гараж.
Изначальная цена на маленький самолет была $1,799, но в процессе испытаний и последующих доработок выросла к $2,599. Но это нисколько не отразилось на популярности BD-5J. За 30 месяцев было раскуплено более 5000 единиц и еще 12 000 человек внесли предоплату, чтобы стать в очередь на приобретение необычного джета. Такими объемами продаж не может похвастаться ни одна авиакомпания мира.
Специфической особенностью всей серии BD-5 было то, что Bede Aircraft Corporation продавала клиентам не готовые самолеты, а комплект деталей с подробной инструкцией по их сборке. Заявленное время на монтаж летательного аппарата составляло 600-800 часов. В первой версии джетов предполагалось выполнение сварочных работ, а в последующих сериях все детали соединялись при помощи шурупов, что в значительной мере упростило процесс.
Внешне BD-5J похож на смесь истребителя со спортивным самолетом. Обтекаемый корпус, пропеллер в задней части судна и сверхлегкий вес наделили миниатюрный джет отличной маневренностью и скоростью. Эта модель является частым участником различных авиашоу, так как вызывает неподдельный восторг у зрителей.
К сожалению, данный самолет не может похвастаться высоким уровнем безопасности полета. Так из первых 25 полетов 14 закончились крушением, в результате которых погибло 9 человек. Основные проблемы в работе BD-5J были связаны с двигателем и браком при производстве деталей.
Когда в 1979 году Bede Aircraft Corporation обанкротилась, выпуск модели прекратили. Впоследствии многие авиаконструкторы модифицировали купленные самолеты BD-5J на свое усмотрение. Также в США появилось несколько частных компаний по обслуживанию этих маленьких джетов.
Реактивный кроха BD-5J даже участвовал в съемках кино про Джеймса Бонда в серии «Осьминожка». Сейчас тот самый самолетик находится в музее штата Аризона.
Многоцелевая «летающая телефонная будка» Авиатика-МАИ-890
В чём фишка: самый легкий и безопасный российский серийный самолет
Российские инженеры могут удивлять не только боевыми самолетами. Среди гражданских проектов, которые увидели небо, тоже найдется немало удивительных.
Например, проект Авиатика-МАИ-890, выпускаемый ФГУП РСК «МИГ», смог внедриться «между классами»: самолет, больший похожий на будку с крыльями, занимает удивительное место между обычными и сверхлегкими самолетами.
Все равно как сделать одноколесный велосипед с грузоподъемностью городского кроссовера. Правда, взлетел он в далёком 1989 году, и только спустя 10 лет, пройдя множество модернизаций, смог получить международный сертификат, позволяющий официальные полёты в международном воздушном пространстве.
При длине всего 5 метров и размахе крыла чуть больше 8 метров самолет оснастили переделанным из автомобильного 100-сильным двигателем, работающем на обычном 92 бензине с ближайшей заправки.
Несмотря на размеры дельтаплана, самолет несет до 125 килограмм полезной нагрузки и годится для перевозки небольших грузов. И перевозиться обычным пикапом средних размеров, в кузове или прицепе.
Авиатика-МАИ-890 стала одним из редчайших самолётов, которые никогда не сваливаются в штопор, что делает его самым безопасным легким самолетом из выпускающихся серийно. Вот тебе и «будка с крыльями».
Лучшие малолитражные автомобили и их ключевые особенности
Высокие цены на бензин заставляют автомобилистов искать способы, чтобы уменьшить траты на содержание личного автомобиля. С этой целью обычно покупают удобные машины-малолитражки с низким потреблением топлива. Основные преимущества таких моделей:
- компактность и маневренность, максимально адаптированная для мегаполисов;
- низкая стоимость в сравнении с габаритными премиальными моделями;
- доступное техобслуживание в постгарантийный период;
- простое управление, подходящее для начинающих водителей.
Эти машины предназначены для небольших расстояний, на дальние поездки без возможности частой дозаправки они не рассчитаны. Приведем топ небольших машин с малоемким бензобаком.
Истребитель с обратным крылом Су-47 «Беркут»
В чём фишка: самый тяжелый самолёт с крылом обратной стреловидности
Глубокая модернизация Су-27 под первоначальным индексом С-47, получившая крыло обратной стреловидности, когда-то планировалась в качестве основного истребителя для российских авианосцев.
Самый крупный среди аналогичных самолетов, имеющих «развернутое» крыло, к тому же оказался единственным, построенным по нестабильной аэродинамической схеме — без систем управления он держится в воздухе ещё хуже предшественника.
Зато Су-47 должен был взлетать с коротких полос даже с максимальной нагрузкой и полной массой до 38 тонн (из которых 8 тонн приходились бы на управляемые ракеты).
В отличие от прямого продолжения Су-27, рассмотренного выше, «Беркут» получил полностью поворачиваемое вертикальное оперение и дополнительные управляющие поверхности перед крылом (ПГО), сделавшие его трипланом.
Удивительная машина длительное время использовалась для отработки перспективных систем, в том числе для новейшего российского истребителя Су-57. Но в результате, как и многие другие уникальные самолеты, эта машина нашла свое место в музее.
Большинство компоновочных решений на момент создания Су-47 внедрялись впервые. Быть может поэтому похожие аппараты мы часто видим в научно-фантастических фильмах?
№9. Wee Bee
В конце 40-х годов ХХ века в Сан-Диего штата Калифорния появился этот необычный самолет. Его создали три амбициозных молодых авиаконструктора, жаждущих удивить мир. Они назвали свое творение Wee Bee, что в переводе с английского обозначает крошечная пчелка. Такое название самолет оправдывает крошечными габаритами – 4,25 м в длину и 5,5 м в ширину.
Самые маленькие самолеты в мире. Wee Bee.
Wee Bee не был похож ни на один существующий до тех пор летательный аппарат. Ведь для совершения полета, человек не садился в кабину, а лежал сверху на крошечном самолете. Поэтому управлять Wee Bee было достаточно неудобно. Тем более, если учитывать среднюю скорость полета в 121 км/ч с возможным увеличением до 132 км/ч.
Маленький самолет мог летать на расстояния в 80 км и подниматься на высоту до 3 км. Его предельная грузоподъемность равнялась 186 кг, из которых 95 кг составлял его собственный вес. После совершения нескольких полетов, Wee Bee был передан в музей Сан-Диего. По иронии судьбы самолет-малютка уцелел в полете, но пострадал от пожара в музее. Ныне представленный экспонат – копия знаменитого Wee Bee.
ТОП лучших двухместных планеров для обучения полетам
Любое обучение начинается с общение и тесного контакта с инструктором, человеком, который вводит тебя в мир полетов. Чем теснее контакт, тем быстрее приходит опыт и понимание специфики воздушного полета в планере. Эту задачу решает двухместный аппарат: глайдер должен быть надежным, прощать ошибки, ремонтироваться быстрее по времени и дешевле, а еще иметь доступную цену.
1. Blanik L-13 и L-23
Самые распространенные планера с качеством 28 (32). Стоимость б/у 350000 – 570000 рублей в зависимости от года выпуска, а 10 летний Бланик Л-23 можно взять 31500$ при налете 2000 часов.
Бланик он и в Африке Бланик: устойчиво держит учлетов в потоках, достаточно вместительная кабина, вид устаревших приборов многим доставляет радость, ремонтопригодность как у советского автомобиля, в общем одни плюсы. Теперь про недостатки: достаточно тугое управление встречается довольно часто, технические характеристики на уровне 60 годов и проблемы с транспортировкой, которые выражаются в том, что нужен специальный трейлер, чтобы перевезти аппарат безопасно.
Что касается надежности полетов, то, несмотря на введение ограничения на эксплуатацию полетов планера в мире, эксплуатация спортивной версии планера Blanik L-13 AC среди планеристов считается более надежной при выполнении пилотажных полетов.
2. АC – 7. Качество 40, максимальный взлетный вес 700 кг, стоимостью 55000€
Планер российского производителя с неплохими потребительскими свойствами: невысокая стоимость является одним из достоинств, другие параметры на уровне европейских аналогов, также явный плюс в том, что разработан и продается специальный прицеп для перевозки, стоимостью 21000 €.
Есть у этого планера одна особенность, которая несколько выделяет его перед другими глайдерами: поперечное расположение пилотов в просторной кабине с широким обзором. Интересное решение для тех, кто решил влюбиться в планерные полеты надолго: инструктор сидит рядом с тобой на одном уровне, можно поговорить о красоте и безмятежности полета, но при этом сохранить внутреннюю дисциплину для наработки необходимых навыков пилотирования.
3. DG – 1000. Качество 47, стоимость порядка 140000$
Отличный европейский планер для первоначального обучения полетам и закрепления существующих навыков. Интересно, что именно эти планера заменили морально устаревшие Бланики в академиях ВВС США. Что касается потребительских качеств, то все на высоте, за исключением несколько завышенной стоимости и тесноты кабины.
Историческая история
Спортивная машина WACO YMF F5C
Подъемная сила пропорциональна квадрату скорости, плотности и площади крыла, но в начале развития самолетов двигатель был слаб, а скорость мала, поэтому необходимо было увеличить площадь крыла, чтобы обеспечить подъемную силу, необходимую для летать на самолете. был там. Однако, поскольку крылья в то время были из мягкой древесины и не отличались прочностью, нам удалось увеличить площадь крыла при сохранении прочности, устроив сверху и снизу короткие крылья и намотав между ними фермы и проволоку.
Однако крылья биплана не просто создают подъемную силу для двух крыльев, потому что между верхним и нижним крыльями возникает интерференция потоков, а сопротивление провода, используемого для соединения верхнего и нижнего крыльев, велико ( коэффициент лобового сопротивления соответствует типу аэродинамического профиля). (от нескольких раз до нескольких десятков раз). В результате дефекты стали заметны по мере улучшения скоростных характеристик самолетов и повышения прочности крыльев с совершенствованием технологии изготовления, а металлические монопланы получили распространение во
второй половине 1930-х гг .
Тем не менее, помехи между верхним и нижним крыльями можно было бы до некоторой степени устранить, перемещая оба крыла вперед и назад, уменьшая количество тросов и поддерживая основное крыло только балками, что устраняло тросы и уменьшало сопротивление воздуха. насколько это возможно… С другой стороны, борт моноплана не был доработан в первые дни, и были случаи, когда он выходил из строя из-за увеличения сопротивления воздуха за счет утолщения основного крыла для обеспечения необходимой прочности. Поэтому 1920-е и 1930-е годы были временем совместного использования монопланов и бипланов. Например , в гонке Schneider Trophy года биплан Curtiss R3C-2 победил моноплан Macchi M.33 .
Хотя во время 2-й мировой войны переход на монопланы был практически завершен , за исключением учебно — наблюдательных самолетов , имеются примеры использования бипланов в США , Японии , Германии , Великобритании , Италии , СССР , Франции . В частности, Италия разработала в 1930-х годах самый быстрый на тот момент гидросамолет-моноплан Macchi MC72 и, несмотря на то, что была пионером в этой области, до года выпускала истребитель-биплан CR.42 .
Немецкий приказ для использования в 1943 году после итальянского перемирия для уничтожения партизан ).
Самый свежий пример использования биплана в качестве оружия — нагорно-карабахский конфликт 2020 года . Азербайджанская сторона использовала беспилотный биплан Ан-2 в качестве приманки
, чтобы разоблачить радиолокационную сеть противника .
Благодаря экономии места и характеристикам качения он остается в спортивных машинах, сельскохозяйственных машинах и сверхлегких самолетах даже сегодня.
Некоторые возможности для аэродинамических исследований все еще изучаются , включая индуктивное сопротивление , уменьшение ударной волны и применение в микролетательных аппаратах 4
Перспективная «невидимка» С-70 «Охотник»
В чём фишка: беспилотные малозаметные “глаза” истребителя Су-57
О перспективном боевом беспилотном самолете с малой радиолокационной заметностью С-70 «Охотник» известно совсем немного. И то хорошо — до его появления на воздушном Параде Победы считалось, что разработка находится на стадии «бумаги».
Однако в российских войсках уже испытывается как минимум один экземпляр этого боевого БПЛА, получившего не только странную компоновку (которая, впрочем, очень похожа на конкурентов, в том числе и серийных).
Пожалуй, главной особенностью «Охотника» стало его назначение. Обычно БПЛА такого рода проектируются для самостоятельного выполнения задач, тогда как С-70 является своего рода «третьей рукой» истребителя Су-57.
Предположительно, беспилотник должен наводить Су-57 на цели так, что оба аппарата будут оставаться вне зоны действия противовоздушной обороны, а так же поддерживать огнем основной пилотируемый самолет, позволяя одновременно уничтожать больше целей, чем обычно.
А где же нарушения физики? Ввиду плотного взаимодействия с большим самолетом, С-70 получил доработанную внешнюю поверхность, которая снижает заметность на радарах и позволяет беспилотнику свободно двигаться в завихрениях, создаваемых соседом. Пока это не удавалось никому.
Потребительские свойства глайдеров
Планера бывают разные: деревянные, металлические, стеклопластиковые. Еще они могут быть сверхлегкими и обычными, а также одноместными, двухместными и даже трехместными. Наиболее подходящей классификацией в данном случае является разделение парящих судов по стоимости: категория до 10000$, до 25000$ и выше.
О чем может думать планерист, когда делает покупку? Обычно обращают внимание на аэродинамическое качество, наличие и марку маршевого двигателя, новизну приборной панели и бортового компьютера. Ценители могут иметь повышенные запросы: качество под 60 единиц, углеводородные лонжероны в крыльях, фюзеляж из кевлара и наклейку на борту: «На этом планере летает чемпион мира». На что нужно обращать внимание при покупке летательного аппарата? Если вы выбрали подходящую для вас категорию, то вот список вопросов, ответы на которые помогут вам выбрать подходящую модель:
На что нужно обращать внимание при покупке летательного аппарата? Если вы выбрали подходящую для вас категорию, то вот список вопросов, ответы на которые помогут вам выбрать подходящую модель:
Устойчивость. Способность планера держаться в потоке, в том числе чувствовать микролифты. Если вы хотите быть в потоке, в котором держится не каждая птица, домой приходить поздно вечером на цыпочках, предвкушая повторение полета на следующий день, то выбирайте соответствующий планер.
Объем кабины. Американские планеристы обычно шире европейских собратьев и не во всяком планере можно вытянуться во весь рост. Определяющим параметром является длина пространства для пилота: лучше выбрать узкую, но длинную кабину.
Ремонтопригодность. Насколько трудоемко выполнить ремонт и привести аппарат в рабочее состояние. Многие считают, что стекловолокно служит вечно, но только не наружный слой фюзеляжа. Стоимость восстановления современного планера может быть выше стоимости подержанного планера.
Технические характеристики. Аэродинамическое качество, низкая скорость сваливания, отсутствие провалов в техническом уровне в дополнении к устойчивости. Стоит ли каждый день выжимать из своего коня максимальные характеристики? От полета обычно нужно получать удовольствие, соревнования бывают не часто.
Стоимость. Доступная. Каждому покупателю по его потребностям, в зависимости от стиля жизни и его предпочтений.
Оборудование и оснащение. Мониторы с подсветкой – на вершине прогресса, как и полетные компьютеры, но не один компьютер не заменит пилота в полете. Прежде чем делать дорогую инвестицию в гаджет, прочитайте «Техника и практика парящих полетов» Гончаренко, прежде всего, необходимо чувствовать полеты пятой точкой.
Способность без вреда для аппарата приземляться на неподготовленную площадку. Планер с хорошими техническими характеристиками, который может приземляться в поле, имеет большую ценность для планериста, чем планер, который имеет аэродинамическое качество под 60, но страдает от приземления вне границы посадочной полосы
Поэтому при покупке также важно смотреть на приспособленность планера к вашей посадочной полосе: возможно, стоит позаботиться о наличие убираемого шасси с надежным амортизатором, вместо жесткого костыля в передней части фюзеляжа.
Автоприцеп. Возможно, самая недооцененная штука при покупке планера
Сколько усилий потребуется для монтажа – демонтажа, насколько трудоемка сборка – разборка. При этом, во время транспортировки аппарат должен находиться в безопасности.
Знаменитый биплан
Тренажер ВМС США N2S-2 ( модель 75 )
Grumman G-146 Ag Cat распыляет пестициды
-
До
Первой мировой войны- Райт Флаер : первый в мире успешный самолет.
- Fokker Dr.I ( Триплан ) известен как гонщик барона Рихтгофена (Красный барон).
- Fokker D.VIIсамый опасный самолет союзников в Первой мировой войне.
- Albatros D.III : принят деревянный монококовый корпус.
- Гота G.IVизвестен тем, что бомбил ночной Лондон .
- Spad VII — французский тяжёлый истребитель с двигателем водяного охлаждения .
- Nieuport 11 : использует метод полутора створок с коротким нижним крылом биплана и силен в боевых боях.
- Sopwith Camel : Самолет, пригодный для ведения боевых действий, с отличными маневренными характеристиками.
-
До Второй мировой войны (межвоенный период)
- Yokosuka K5Y : начальный и средний учебный самолет ВМС Японии. Он назывался «Красная стрекоза».
- Учебный самолет Тип 95 : начальный и средний учебные самолеты японской армии. Он назывался «Красная стрекоза».
- Истребитель Nakajima A4N : последний истребитель-биплан ВМС Японии.
- Истребитель Тип 95 : последний истребитель-биплан японской армии. Прототип «Второй план повышения производительности», оснащенный двигателем V12 с водяным охлаждением и демонстрирующий максимальную скорость 400 км/ч, а позже получивший фюзеляж, аналогичный Ки-28 , и закрытое лобовое стекло, достиг максимальной скорости 445 км/ч. час
- Mitsubishi F1M : Боевые возможности были описаны как такие же, как у истребителя Mitsubishi A5M .
- Boeing-Stearman Model 75 : используется в качестве учебного самолета ВМС США и армейской авиации, произведено более 10 000 экземпляров.
- Grumman F3F : последний биплан вооруженных сил США. Оснащенный выдвижными ножками, он получил прозвище «летающая бочка».
- Bristol Bulldog : Британский бестселлер конца 1920-х годов, он стал прототипом японского истребителя Nakajima A2N , а также экспортировался в Финляндию и участвовал в Зимней войне .
- Gloster Gladiator : В 1930-х годах он принял усовершенствованный цельнометаллический фюзеляж и закрытое лобовое стекло. Также были подготовлены спецификации авианосных самолетов.
- Swordfishбританский авианосный бомбардировщик- торпедоносец , действовавший на европейском фронте во время Второй мировой войны .
- Поликарпов И-153Прозвище Чайка из-за характерного внешнего вида с крыльями чайки . И-153бис, который был заменен радиальным 1000-сильным двигателем М-62 воздушного охлаждения , развивал максимальную скорость 444 км/ч и был самым быстрым классом серийно выпускаемых бипланов, поэтому его еще называли «предельным бипланом». .
- Fiat CR.42 : один из флагманских истребителей Италии во время Второй мировой войны. CR42B (один прототип), оснащенный двигателем Daimler-Benz DB 601 , развил максимальную скорость 520 км/ч, что сделало его самым быстрым бипланом в мире.
- Марка SV.4 ( английская версия ) : разработана в Бельгии и использовалась в качестве тренажера до 1970-х годов.
-
современный
- Pitts Special : Биплан для высшего пилотажа.
- Grumman Ag CatСельскохозяйственный биплан, разработанный в 1950 -х годах.
- PZL M-15 : реактивный сельскохозяйственный биплан.
- Ан-2 : одномоторный самолет-биплан, разработанный после Второй мировой войны.
- Ан-3Одномоторный самолёт-биплан, оснащённый турбовинтовым двигателем .
Вместо послесловия
В этой статье собраны только российские летательные аппараты, способные удивить любителя техники. В советском авиастроении куда больше уникальных проектов, экспериментальных машин и даже серийных «пепелацев», способных повергнуть в шок даже бывалых гиков.
Но времена идут: сейчас важнее экологичность, дешевизна и эксплутационные характеристики транспорта, а не его прямые характеристики «быстрее-выше-дальше», и даже не уникальные технические решения.
Об экспериментальных проектах, создаваемых в России, поговорим в следующий раз. Но о каких типах рассказать, и что больше всего интересно?
iPhones.ru
Это невозможно. Но это сделали.
Рассказать
Крыло биплана Busemann
Послевоенное НАСА и другие организации изучали крыло биплана Буземанна, предложенное немецким авиационным инженером Адольфом Буземаном в 1930-х годах . Это мешает ударным волнам, генерируемым на двух крыльях, и нейтрализует их, и ожидалось, что это уменьшит ударные волны, генерируемые сверхзвуковым самолетом.
- Помехи разрушаются при изменении угла атаки
- Наоборот, лобовое сопротивление больше, чем у существующего крыла, за исключением суперкрейсерского состояния.
- Интерференция разрушается на конце крыла
Исследование было прекращено из-за таких проблем.
Чтобы решить вышеуказанную проблему, исследуется план по устранению недостатков при сохранении преимуществ путем размещения фюзеляжа на верхнем крыле как у летающего крыла и контакта верхней и нижней законцовок крыла .
